Eng
decor-line

Художник Михаил Микешин: проекты, которые не стали банкнотами 11 июля 2018 года

Художник Михаил Микешин: проекты, которые не стали банкнотами

С Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг в разное время сотрудничали многие известные художники. Оформлением бумажных денег занимались Николай Набоков, Адольф Шарлемань, Рихард Заррин… Но немногие знают, что в разработке проектов кредитных билетов для ЭЗГБ участвовал Михаил Микешин, знаменитый автор памятников «Тысячелетие России» в Новгороде и Екатерине II в Санкт-Петербурге. Предложенные им варианты дизайна денежных знаков не были утверждены, но сохранились в собрании Гознака.

Михаил Осипович Микешин родился в 1835 году в Смоленской губернии. Способность к рисованию проявилась у него ещё в детстве. На юное дарование обратил внимание смоленский помещик А.А. Вонлярлярский, который привёз Микешина в Санкт-Петербург и оплатил его обучение в Академии художеств. Именно здесь талант художника раскрылся по-настоящему. Окончив Академию в 1858 году, художник получил предложение отправиться за границу, но отказался от поездки, решив остаться работать в России.

В 1890-х годах, когда Микешин был уже признанным мастером живописи, графики, книжной иллюстрации, он выполнил для Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг несколько проектов банкнот. Можно только сожалеть, что ни один из них не был реализован. Отличительными чертами его проектов была особая выразительность созданных им образов русских воинов XVI – XVII веков и девушек-крестьянок, а также внимание к деталям. Например, на одном из рисунков мы видим двух крестьянок: одну из них в южнорусской, а другую – в центрально- или северорусской одежде. На заднем плане – Меркурий, который в римской традиции был богом хлебного дела, а затем уже богом торговли вообще.

На другом рисунке Микешин изобразил спроектированный им за 30 лет до этого памятник «Тысячелетие России», а также гербы России разных эпох – от Ивана III до Александра III.

Интерес к русским традициям и культуре был характерен для царствования императора Александра III. В то время, когда Микешин создавал свои эскизы, в обращении появились банкноты, с изображением женщины в богатой одежде, символизировавшей Россию. Но в своих эскизах художник представлял образ России иначе. Его «Россия» – это не царственные особы, а воин, стрелец, крестьянки – герои, которые не обязательно могли быть знатными людьми.

Любопытно, что на проектах трехрублевых банкнот художник поместил римские цифры и крупные точки – обозначение их достоинства. Возможно, это было сделано для того, чтобы неграмотные или слабовидящие люди могли уверенно различать номиналы банкнот.

Екатерина Чистикова, Выставочный комплекс АО «Гознак»
К списку новостей
Поделиться:
Напишите нам
Отправляя эту форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Положением об обработке и защите персональных данных в АО "Гознак"
background-img
lock
loader

Добавить идею

ФИО *:
Организация *:
E-mail *:
Контактный телефон *:
Область *:
Содержание *:
Ваше сообщение успешно отправлено
Ваше сообщение успешно отправлено
Наш менеджер скоро с вами свяжется
Отправляя эту форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных, как указано в политике конфиденциальности Гознак.