Eng
decor-line

«Русский стиль» на банкнотах 11 июля 2018 года

«Русский стиль» на банкнотах

В 1887 году Экспедиция заготовления государственных бумаг изготовила новые образцы бумажных денег – государственных кредитных билетов. Они были выполнены в «русском стиле» и стали результатом шестилетней работы двух художников – Адольфа Шарлеманя и Николая Набокова.

Первый из них был признанным мастером исторической и батальной живописи, автором множества картин и рисунков и знаменитой колоды «атласных» игральных карт; второй –архитектором, художником, редактором журнала «Эскизы архитектуры и художественной промышленности». Оба много лет трудились в ЭЗГБ, создав немало интересных произведений. Набоков – автор серии календарей, выпускавшихся ЭЗГБ на рубеже XIX – XX веков; Шарлемань – многочисленных и разнообразных эскизов бумажных денег 1880-х – 1890-х годов. Однако самые «массовые» произведения художников – банкноты образца 1887 года.

Появились они не случайно. К середине 1880-х годов в обращении были кредитные билеты образца 1866 года с портретами российских государей, созданные в результате реорганизации Экспедиции заготовления государственных бумаг в начале 1860-х годов. Для своего времени они были качественными и защищенными, но через 20 лет после начала выпуска устарели. Поэтому с начала 1880-х годов велись поиски нового оформления банкнот. Сохранилось множество эскизов банкнот разных номиналов, свидетельствующих о том, как шел этот творческий процесс. Общее у большинства этих эскизов – стиль. Это – модный в те годы «русский стиль», в котором перекликались орнаменты, элементы архитектурного декора, письмо XI – XVII веков. Он отвечал «художественным вкусам» эпохи Александра III, в которой было и обращение к истории, культуре и наследию Древней Руси, и насильственная русификация окраин огромной империи, и возведение архитектурных памятников, следующих образцам древнерусского зодчества.

И новые банкноты стали ярким образцом этого стиля. На них в итоге не нашлось места ни портретам государей, ни женщинам – образам России (такие варианты тоже проектировались). Зато на этих денежных знаках можно увидеть доспехи витязей, богато украшенные порталы, орнаменты и надписи, стилизованные под древнерусские образцы. Банкнота каждого достоинства, по традиции, имела свой цвет: рубль – желто-коричневый, три рубля – зеленый, пять – синий и т. д. Интересно, что эти цвета преобладали на оборотных сторонах банкнот, менее насыщенных деталями. Вероятно, это было сделано для того, чтобы соблюсти традицию, но не стеснять творческой свободы художников. Возможно, на это повлияли и технические соображения.

Не всем банкнотам 1887 года была уготована долгая жизнь: уже через пять лет после начала их выпуска был заменен 25-рублевый билет (новый вариант банкноты этого номинала, кстати, стал первым денежным знаком с «орловской» печатью), а вскоре – 5 и 10-рублевые. В 1895 и 1898 годах незначительно изменилось оформление оставшихся билетов, но общая композиция и основные элементы при этом были сохранены. Дольше всего из банкнот в «русском стиле» прослужили билеты рублевого достоинства: после последней «модификации» в 1898 году они не менялись и обращались до 1922 года.

Андрей Богданов,
выставочный комплекс АО «Гознак»
К списку новостей
Поделиться:
Напишите нам
Отправляя эту форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Положением об обработке и защите персональных данных в АО "Гознак"
background-img
lock
loader

Добавить идею

ФИО *:
Организация *:
E-mail *:
Контактный телефон *:
Область *:
Содержание *:
Ваше сообщение успешно отправлено
Ваше сообщение успешно отправлено
Наш менеджер скоро с вами свяжется
Отправляя эту форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных, как указано в политике конфиденциальности Гознак.