Eng
decor-line

Художник трех столетий27 июня 2019 года, 17:00

Художник трех столетий

27 июня 2019 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося художника Рихарда Заррина. Именно он является автором лицевой стороны российских банкнот номиналом 500 рублей 1912-го и номиналом 100 рублей 1910-го годов выпуска, знаменитых на весь мир «Катеньки» и «Петеньки».

Рихард Заррин – автор эскизов почти всех российских банкнот начала XX века.

Рихард Заррин также является автором эскизов к маркам, вошедшим в сокровищницу мировой филателии, в том числе -  к первой советской почтовой марке.

Когда Рихард Заррин учился в школе (сегодня это средняя школа № 6 имени Райниса в г. Даугавпилс), у него проявился талант художника. По настоянию директора школы К. Вальцера и архитектора В. Неумана в 1887 году Рихард отправляется в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (в советское время – Мухинское училище, ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица).

После окончания училища с отличием по классу гравюры на дереве и офорту, Рихард Заррин получает трехлетнюю стипендию и право на стажировку в Европе. Три года, путешествуя по Европе, художник совершенствовал мастерство гравера в частных мастерских.

В Россию он вернулся опытным, талантливым художником и в 1899 году был принят в Экспедицию заготовления государственных бумаг (сегодня – АО «Гознак») в Санкт-Петербурге.

Эти два десятилетия стали знаменательными не только для художника, но и для ЭЗГБ – Гознака.  

Именно по эскизам Заррина были выпущены бумажные деньги России начала XX века – 3 рубля образца 1905-го, 5, 10 и 25 рублей образца 1909 года. Оборотные стороны этих банкнот (с портретами) были награвированы по эскизам Рудольфа Рёсслера 1894 – 1895 годов. Но именно Заррин сделал для них эскизы лицевых сторон, причем так логично увязал их оформление с оборотными сторонами, что долгое время Заррина считали автором обеих сторон этих банкнот.

Художник старался не только грамотно «разместить» на банкнотах защитные признаки и максимально затруднить их подделку, но и сделать банкноты красивыми, запоминающимися, удобными; передать «национальный характер» купюр посредством шрифтов, орнаментов, сочетаний цветов.

После Февральской революции Заррин создавал эскизы новых банкнот. Например, именно его эскизы в конечном итоге были в основе знаменитых «керенок» - неполноценных разменных знаков, выпущенных в сентябре 1917 года.

Помимо банкнот, художник создавал эскизы почтовых марок (в том числе – части марок к 300-летию Дома Романовых, первой советской почтовой марки «Рука с мечом, разрубающая цепь» и т. д.), ценных бумаг, плакатов, календарей, книжных иллюстраций.

Клеймо Экспедиции заготовления государственных бумаг также создал Рихард Заррин, возглавлявший художественное отделение ЭЗГБ.  Год создания клейма точно неизвестен. Предположительно, клеймо было создано в 1900 году для буклета ЭЗГБ, представлявшего экспозицию ЭЗГБ на выставке в Париже.

Гознак часто использовал клеймо. Оно размещено на всех знаменитых книжных изданиях ЭЗГБ начала XX века – на «Сказках» Билибина, на «Азбуке» Бенуа, на «Сказках» Пушкина.

Это клеймо было также использовано при создании Летописи Гознака, выпущенной к 190-летию компании.

На клейме размещено стилизованное изображение грифона, который некогда был международной эмблемой печатников.
Подчеркивая преемственность многовековых традиций ЭЗГБ-Гознака, и грифон Заррина, и современный орел на логотипе Гознака держат в лапах баррены – инструмент печатников для специальной печати, которая впоследствии трансформировалась в металлографскую.

Начав свою художественную деятельность на Гознаке в XIX веке, Заррин не был забыт в XXI веке. В феврале 2001 года АО «Марка» подвело итоги конкурса «10 лучших марок России XX века». В нём приняли участие филателисты из 48 регионов России. Лучшей отечественной маркой столетия была признана марка, автором которой был Р. Заррин, «Святой Георгий Победоносец» из серии 1914 года «В пользу воинов и их семейств».

В Музее истории денег АО «Гознак» в Санкт-Петербурге представлены все банкноты, выпущенные по эскизам Рихарда Заррина, а на выставке музея «Деньги, которых не было», выполненные им в 1903 – 1917 годах многочисленные эскизы.
К списку новостей
Поделиться:
Напишите нам
Отправляя эту форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Положением об обработке и защите персональных данных в АО "Гознак"
background-img
lock
loader

Добавить идею

ФИО *:
Организация *:
E-mail *:
Контактный телефон *:
Область *:
Содержание *:
Ваше сообщение успешно отправлено
Ваше сообщение успешно отправлено
Наш менеджер скоро с вами свяжется
Отправляя эту форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных, как указано в политике конфиденциальности Гознак.