Сотрудники Спецфонда Объединения "Гознак" обнаружили уникальные документы, позволяющие установить авторство лучших российских денег3 ноября 2003 года
Эту находку Наталья Курятникова, заведующая спецфондом «Гознака», сделала неожиданно. Она занималась самой обыкновенной работой — подбирала материалы для выставки, посвященной 185-летию объединения «Гознак». До сих пор имя художника, нарисовавшего самые знаменитые российские банкноты, оставалось неизвестным.
Автор «Катеньки» и «Петруши»
Наталье Курятниковой понадобилось уточнить сведения о дореволюционных художниках, работавших на «Гознаке». В числе прочих документов была автобиография Алексея Петровича Троицкого, художника.
Когда Наталья Рустиковна стала ее внимательно изучать, она обратила внимание на то, что, в соответствии с записями Троицкого, в 1915 году, после смерти Лундина (главного гравера Экспедиции заготовления государственных бумаг), Рихард Заррин, главный художник, предложил Троицкому заняться классической гравюрой на стали для металлографской печати. Так выяснилось, что Рихард Заррин в то время был главным художником Экспедиции заготовления государственных бумаг.
Пробел в истории «Гознака» случился потому, что предприятие после революционной неразберихи еще и неоднократно переезжало — из Петербурга в Москву, потом — в эвакуацию в Ташкент и Пензу и обратно. Специалисты, ученые, которые приходят работать в музей, удивляются сокрытым здесь богатствам архивов и экспонатов и тому, что дореволюционный период — в отличной сохранности благодаря режимности предприятия, хотя тысячи музейных единиц хранения еще ждут своей описи и классификации.
Найдя записи Троицкого, сотрудники спецфонда обратились к старым описям и стали искать все, что могло касаться имени Рихарда Заррина и пролить свет на небольшой период истории Экспедиции. Но свет неожиданно пролился на целую эпоху в истории российской бонистики: Наталье Курятниковой и сотрудникам спецфонда стало известно имя автора лучших российских банкнот — «Катеньки» и «Петруши». И по сей день художники и коллекционеры считают эти банкноты непревзойденным шедевром российских денег.
— В начале века архивные документы если не систематизировались, то, по крайней мере, собирались, — говорит Наталья Курятникова. — По описи мы нашли кое-какие вещи, принадлежавшие Заррину. И среди них — дневник Заррина и пробный металлографский оттиск для банкноты, на котором была пометка — «Рисунок Заррина, гравировал Лундин». Все совпало с записями Троицкого, и картина начала восстанавливаться.
На гравюре, найденной сотрудниками спецфонда, был портрет Александра Третьего из той же «виттовской» серии, что и «катенька» с «петрушей». Совершенно очевидно, что стиль изображения, виньетки, общее решение банкноты — схожи. Значит, всю серию рисовал Заррин?
Однако эскизов Заррина к знаменитым банкнотам обнаружить пока не удалось. И тогда сотрудники спецфонда временно оставили поиски и принялись за изучение дневника, что само по себе было делом нелегким.
Старые, чуть выцветшие чернила, которыми неразборчивым почерком делал пометки художник, почти сливаются с побуревшей от времени бумагой записной книжки. Да и дневником в полном смысле этот документ назвать нельзя — рабочие записи, хронометраж рабочего времени — «занятие по текущим заказам 2 часа, библиотека — 2 часа».
Однако и в сухих рабочих записях есть бесценный для исследователей материал — главный художник Заррин записывает пункты своего расписания систематически, позволяя установить авторство многих документов прошлой эпохи, установить подробности многих известных событий. «Рисовал увеличенный рисунок рамки для акций Жукова. Переговоры с Билибиным».
Разобрав непривычные для современного человека рукописные записи, сотрудники музея нашли записи, прямо указывающие на то, что в конкретное число в определенный час в течение 1908—1911 гг. художник рисовал как раз те знаменитые банкноты.
И лицевая, и оборотная стороны кредитных билетов номиналом 500 рублей 1912 и номиналом 100 рублей 1910 годов выполнены главным художником Экспедиции Рихардом Зарриным, чему есть неопровержимые доказательства: «Рисовал проект лицевой стороны кредитного билета 100 рублей», «Рисовал проект лицевой и оборотной стороны кредитного билета 500 рублей».
Не хуже Лансере и Сомова
Записи в бесценном дневнике — с 1907 по 1916 год. И теперь перед сотрудниками спецфонда новая, не менее интересная задача — попытаться восстановить сведения о жизни и работе Рихарда Заррина в последующий период. Всем коллекционерам марок отлично известны его шедевры в области филателии — на первой почтовой марке РСФСР в 1918 году художник изобразил руку с мечом, разрубающим цепь. Марка синего цвета стоила 35 копеек, коричневого — 70 копеек.
Из-за разного написания фамилии авторство Заррина не было первоначально установлено и в другом случае. Но все-таки истина открылась исследователю — собирателю раритетов, имеющих отношение к первым годам развития авиации Владимиру Бисенгалиеву. Вот как он нашел одну из работ Заррина: «Украшение всей моей небольшой авиационной коллекции — это, конечно, роскошнейшая грамота Комитета по усилению военного флота России от 1914 года (сама грамота нарисована в 1912-м). В картуше изображены 4 самолета, определить марку одного из них мне удалось, остальные, может быть, художник нафантазировал.
Прочитав подпись художника — Р. Зарринь, я вспомнил, что где-то ее уже встречал. После некоторого напряжения памяти я, сняв с полки каталог почтовых марок СССР, обнаружил его имя. Зарринь фигурировал в качестве оформителя некоторого количества марок Российской империи и РСФСР с 1904 по 1922 год. Его кисти (хотя, я думаю, рисовал он скорее пером и тушью, но так звучит красивее) принадлежит и знаменитая марка 1918 года, где рука с мечом разрубает цепь. Заказана она была Временным правительством, но начала реализовываться уже при советской власти. Правда, в каталоге он уже фигурирует как Р. Зарриньш, но сомнений в том, что это один и тот же человек, быть не должно. Графика, безусловно, высокого качества. Довелось мне видеть аналогичные работы Сомова, Лансере — так эта не хуже».
Неизвестно, что стало с художником в последние годы его жизни, неизвестно также, где он их провел. Последняя его известная работа — эскиз к банкноте 1919 года номиналом 3 рубля, выпущенной советским правительством. Впрочем, в спецфонде «Гознака» разобраны далеко не все архивы, и кто знает, какие тайны хранят в себе папки и ящики с бумагами прошлого века?
Надежды на то, что найдется продолжение дневника Заррина, мало — если дореволюционные документы сохранились, то во время самой революции в стране царила полная неразбериха. Однако сотрудники не теряют оптимизма. В спецфонде случаются удивительные находки — при подготовке к 200-летию выдающегося русского физика Якоби была обнаружена считавшаяся утраченной первая пластическая гальваническая пластинка личной работы самого Якоби, направленная им секретарю академии наук Фуссу вместе с докладом о своем открытии.
Наталья Курятникова рассказывает, что каждая такая находка вызывает радостные и противоречивые чувства — от «Наконец-то!» до «Не может этого быть!».
Елена Киселева