Eng
decor-line

Сотрудники Спецфонда Объединения "Гознак" обнаружили уникальные документы, позволяющие установить авторство лучших российских денег3 ноября 2003 года

Сотрудники Спецфонда Объединения "Гознак" обнаружили уникальные документы, позволяющие установить авторство лучших российских денег

Эту находку Наталья Курятникова, заведующая спецфондом «Гознака», сделала неожиданно. Она занималась самой обыкновенной работой — подбирала материалы для выставки, посвященной 185-летию объединения «Гознак». До сих пор имя художника, нарисовавшего самые знаменитые российские банкноты, оставалось неизвестным.

Автор «Катеньки» и «Петруши»

Наталье Курятниковой понадобилось уточнить сведения о дореволюционных художниках, работавших на «Гознаке». В числе прочих документов была автобиография Алексея Петровича Троицкого, художника.

Когда Наталья Рустиковна стала ее внимательно изучать, она обратила внимание на то, что, в соответствии с записями Троицкого, в 1915 году, после смерти Лундина (главного гравера Экспедиции заготовления государственных бумаг), Рихард Заррин, главный художник, предложил Троицкому заняться классической гравюрой на стали для металлографской печати. Так выяснилось, что Рихард Заррин в то время был главным художником Экспедиции заготовления государственных бумаг.

Пробел в истории «Гознака» случился потому, что предприятие после революционной неразберихи еще и неоднократно переезжало — из Петербурга в Москву, потом — в эвакуацию в Ташкент и Пензу и обратно. Специалисты, ученые, которые приходят работать в музей, удивляются сокрытым здесь богатствам архивов и экспонатов и тому, что дореволюционный период — в отличной сохранности благодаря режимности предприятия, хотя тысячи музейных единиц хранения еще ждут своей описи и классификации.

Найдя записи Троицкого, сотрудники спецфонда обратились к старым описям и стали искать все, что могло касаться имени Рихарда Заррина и пролить свет на небольшой период истории Экспедиции. Но свет неожиданно пролился на целую эпоху в истории российской бонистики: Наталье Курятниковой и сотрудникам спецфонда стало известно имя автора лучших российских банкнот — «Катеньки» и «Петруши». И по сей день художники и коллекционеры считают эти банкноты непревзойденным шедевром российских денег.

— В начале века архивные документы если не систематизировались, то, по крайней мере, собирались, — говорит Наталья Курятникова. — По описи мы нашли кое-какие вещи, принадлежавшие Заррину. И среди них — дневник Заррина и пробный металлографский оттиск для банкноты, на котором была пометка — «Рисунок Заррина, гравировал Лундин». Все совпало с записями Троицкого, и картина начала восстанавливаться.

На гравюре, найденной сотрудниками спецфонда, был портрет Александра Третьего из той же «виттовской» серии, что и «катенька» с «петрушей». Совершенно очевидно, что стиль изображения, виньетки, общее решение банкноты — схожи. Значит, всю серию рисовал Заррин?

Однако эскизов Заррина к знаменитым банкнотам обнаружить пока не удалось. И тогда сотрудники спецфонда временно оставили поиски и принялись за изучение дневника, что само по себе было делом нелегким.

Старые, чуть выцветшие чернила, которыми неразборчивым почерком делал пометки художник, почти сливаются с побуревшей от времени бумагой записной книжки. Да и дневником в полном смысле этот документ назвать нельзя — рабочие записи, хронометраж рабочего времени — «занятие по текущим заказам 2 часа, библиотека — 2 часа».

Однако и в сухих рабочих записях есть бесценный для исследователей материал — главный художник Заррин записывает пункты своего расписания систематически, позволяя установить авторство многих документов прошлой эпохи, установить подробности многих известных событий. «Рисовал увеличенный рисунок рамки для акций Жукова. Переговоры с Билибиным».

Разобрав непривычные для современного человека рукописные записи, сотрудники музея нашли записи, прямо указывающие на то, что в конкретное число в определенный час в течение 1908—1911 гг. художник рисовал как раз те знаменитые банкноты.

И лицевая, и оборотная стороны кредитных билетов номиналом 500 рублей 1912 и номиналом 100 рублей 1910 годов выполнены главным художником Экспедиции Рихардом Зарриным, чему есть неопровержимые доказательства: «Рисовал проект лицевой стороны кредитного билета 100 рублей», «Рисовал проект лицевой и оборотной стороны кредитного билета 500 рублей».

Не хуже Лансере и Сомова

Записи в бесценном дневнике — с 1907 по 1916 год. И теперь перед сотрудниками спецфонда новая, не менее интересная задача — попытаться восстановить сведения о жизни и работе Рихарда Заррина в последующий период. Всем коллекционерам марок отлично известны его шедевры в области филателии — на первой почтовой марке РСФСР в 1918 году художник изобразил руку с мечом, разрубающим цепь. Марка синего цвета стоила 35 копеек, коричневого — 70 копеек.

Из-за разного написания фамилии авторство Заррина не было первоначально установлено и в другом случае. Но все-таки истина открылась исследователю — собирателю раритетов, имеющих отношение к первым годам развития авиации Владимиру Бисенгалиеву. Вот как он нашел одну из работ Заррина: «Украшение всей моей небольшой авиационной коллекции — это, конечно, роскошнейшая грамота Комитета по усилению военного флота России от 1914 года (сама грамота нарисована в 1912-м). В картуше изображены 4 самолета, определить марку одного из них мне удалось, остальные, может быть, художник нафантазировал.

Прочитав подпись художника — Р. Зарринь, я вспомнил, что где-то ее уже встречал. После некоторого напряжения памяти я, сняв с полки каталог почтовых марок СССР, обнаружил его имя. Зарринь фигурировал в качестве оформителя некоторого количества марок Российской империи и РСФСР с 1904 по 1922 год. Его кисти (хотя, я думаю, рисовал он скорее пером и тушью, но так звучит красивее) принадлежит и знаменитая марка 1918 года, где рука с мечом разрубает цепь. Заказана она была Временным правительством, но начала реализовываться уже при советской власти. Правда, в каталоге он уже фигурирует как Р. Зарриньш, но сомнений в том, что это один и тот же человек, быть не должно. Графика, безусловно, высокого качества. Довелось мне видеть аналогичные работы Сомова, Лансере — так эта не хуже».

Неизвестно, что стало с художником в последние годы его жизни, неизвестно также, где он их провел. Последняя его известная работа — эскиз к банкноте 1919 года номиналом 3 рубля, выпущенной советским правительством. Впрочем, в спецфонде «Гознака» разобраны далеко не все архивы, и кто знает, какие тайны хранят в себе папки и ящики с бумагами прошлого века?

Надежды на то, что найдется продолжение дневника Заррина, мало — если дореволюционные документы сохранились, то во время самой революции в стране царила полная неразбериха. Однако сотрудники не теряют оптимизма. В спецфонде случаются удивительные находки — при подготовке к 200-летию выдающегося русского физика Якоби была обнаружена считавшаяся утраченной первая пластическая гальваническая пластинка личной работы самого Якоби, направленная им секретарю академии наук Фуссу вместе с докладом о своем открытии.

Наталья Курятникова рассказывает, что каждая такая находка вызывает радостные и противоречивые чувства — от «Наконец-то!» до «Не может этого быть!».

Елена Киселева

К списку новостей
Поделиться:
Напишите нам
Отправляя эту форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Положением об обработке и защите персональных данных в АО "Гознак"
background-img
lock
loader

Добавить идею

ФИО *:
Организация *:
E-mail *:
Контактный телефон *:
Область *:
Содержание *:
Ваше сообщение успешно отправлено
Ваше сообщение успешно отправлено
Наш менеджер скоро с вами свяжется
Отправляя эту форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных, как указано в политике конфиденциальности Гознак.