Eng
decor-line

Монетный двор в первой половине 19 века. Выдающиеся медальеры монетного двора11 декабря 2019 года

Монетный двор в первой половине 19 века. Выдающиеся медальеры монетного двора

В марте 1800 года в газете “Санкт-Петербургские ведомости” появилось объявление о том, что по утвержденному императором плану “производиться будет строение нового Монетного двора, для чего вызываются на торги все желающие поставлять материалы и кирпич”.

В Мюнцкабинете Монетного двора сохранился чертеж с автографом, позволяющий считать автором проекта “каменных дел мастера” Антонио Порта. Комплекс построек Монетного двора стал замечательным примером промышленной архитектуры периода классицизма и неотъемлемой частью ансамбля Петропавловской крепости.

В 1811 году произошло важное событие в истории Монетного двора, повлиявшее на дальнейшее развитие монетной техники. В присутствии императора Александра I механик Иван Афанасьевич Неведомский, работавший при Монетном дворе, продемонстрировал работу модели изобретенного им нового станка для “тиснения монет”. Это была новая уникальная разработка, позволяющая работать за станком одному человеку, а не трем и более.

В России это изобретение так и не было использовано, так как после смерти изобретателя все работы по изготовлению серийной модели прекратились. Однако заграницей начали выпускать станки на основе изобретения Неведомского.

В 20-е годы 19 века возобновляется перестройка Монетного двора, имевшая своей целью сделать Монетный двор предприятием, в полной мере соответствующим своему назначению. Перестройка завершилась только в 1840-м году установкой более современного монетопечатающего оборудования.

В 1833 году при Монетном дворе открылась собственная школа для детей “низших служителей и монетчиков”. Программа школы была рассчитана на подготовку канцелярских служащих и монетчиков. Перешедшие в высшие классы ученики получили возможность специализироваться в медальерном искусстве.

В 30-е годы 19 века Монетный двор становится также научной и производственной лабораторией, которая внесла значительный вклад в развитие науки и техники. Чрезвычайно важное научное значение имело открытие способа переработки платины в изделия и монеты инженером-металлургом Петром Григорьевичем Соболевским.

Проведенные Соболевским опыты позволили создать и применить на практике оригинальный технологический процесс переработки платины, который сохранил свое значение и по сей день.

Одной из причин прекращения платиновой чеканки считают резкое повышение цены платины на мировом рынке, номинал монет уже не соответствовал реальной стоимости металла.

20 апреля 1800 года был утвержден доклад Президента Академии Художеств и Генерал-Прокурора “Об учреждении при Императорской Академии Художеств медальерного класса”. Он предназначался для обучения наиболее одаренных молодых людей. Инициатором создания медальерного класса был Карл Леберехт.

После организации медальерного класса Петербург превращается в главный и единственный центр профессиональной подготовки отечественных специалистов Монетного дела. Его выпускниками были известные русские медальеры Ф. Толстой, П. Уткин, А. Лялин и многие другие.

Творчество Федора Петровича Толстого представляет собой целую эпоху в русском медальерном искусстве. Он становится преподавателем медальерного класса, вице-президентом Академии, профессором медальерного искусства и скульптуры.

Центральным произведением Толстого стала серия медальонов на события Отечественной войны 1812 года.
Толстой посвятил медальерному искусству более 50 лет. Свою последнюю работу, медаль “В память освобождения крестьян”, он выполнил в 1861 году в возрасте 78 лет.

Павел Петрович Уткин был учеником Ф. П. Толстого. Уткиным были выполнены более 20 медалей, в которых он проявил себя как талантливый портретист. Именно репутация Уткина –портретиста повлияла на выбор его в качестве автора “семейной” монеты императора Николая I. Кроме работы на Монетном дворе П. П. Уткин до конца своей жизни преподавал в медальерном классе Академии художеств.

Александр Павлович Лялин происходил из дворянской семьи. Был также учеником Ф. П. Толстого. В 1824 году получил звание “классного художника” и был определен медальером на Монетный двор. Позже он получил звание академика и становится старшим медальером. Затем-главным медальером Монетного двора. За 35-летие службы в 1860 г. художник был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.

Всех штемпелей для медалей исполнено Лялиным более семидесяти. Из его работ, произведённых самостоятельно, по собственным проектам, особенно удачны медали: на открытие триумфальных ворот у Нарвской заставы в Санкт-Петербурге, на закладку Пулковской астрономической обсерватории.
К списку новостей
Поделиться:
Напишите нам
Отправляя эту форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Положением об обработке и защите персональных данных в АО "Гознак"
background-img
lock
loader

Добавить идею

ФИО *:
Организация *:
E-mail *:
Контактный телефон *:
Область *:
Содержание *:
Ваше сообщение успешно отправлено
Ваше сообщение успешно отправлено
Наш менеджер скоро с вами свяжется
Отправляя эту форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных, как указано в политике конфиденциальности Гознак.