«Гознак»
акционерное общество

О Гознаке

Новости

«Ювелирный» подход

[24.03.2017 15:54:00]

Три месяца работали мастера Санкт-Петербургского монетного двора Гознака над особенным заказом Гохрана России. Монетный двор получил благодарность от Гохрана России. В результате была изготовлена уникальная серия из семи памятных медалей «Ювелиры России».

Медали посвящены великим ювелирам XVIII - начала XX века Игнатию Сазикову, Павлу Овчинникову, Ивану Хлебникову, Карлу Эдуарду Болину, Михаилу Перхину и Петеру Карлу Фаберже. На лицевой столроне медалей - рельефное погрудное изображение великих русских ювелиров, на обороте - их знаменитые творения.

С особым чувством мастера Гознака работали над седьмой медалью, которая была посвящена выдающимся ювелирам- модельерам, творческая активность которых пришлась на вторую половину XX века: Владимиру Ситникову, Виктору Николаеву, Геннадию Алексахину, Борису Иванову и Владимиру Жилину. На именной, лицевой стороне медали изображен их групповой портрет, а внизу по кругу- надпись- экспериментальная лаборатория Гохрана. Но, справедливости ради, нужно уточнить. Экспериментальная лаборатория ювелирного искусства была создана при ВНИИ Гознака в 1965 году. Это был логичный шаг, поскольку Гознак занимался развитием ювелирного искусства в послевоенном СССР с начала 50-х годов. Виктор Николаев, Геннадий Алексахин и Борис Иванов работали в Экспериментальной лаборатории НИИ Гознака до 1970 года, когда их в составе лаборатории перевели в Гохран. Кстати, именно в 1970 году была изготовлена знаменитая брошь «Бриллиантовая роза» (мастер В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин), которая изображена на обороте этой медали.

Роза выполнена из платины, золота и 1466 бриллиантов в натуральную величину. Лепестки розы скреплены в центре потайными пружинками, создающими эффект легкого дрожания, усиливая игру камней, каждый из которых огранен полной классической огранкой, что редко для бриллиантов такой величины. Полностью раскрывшийся бутон колышется от малейшего движения, а игра бриллиантовой осыпи создаёт иллюзию живой веточки розы. Несмотря на значительные размеры (10 х 15 см) и вес (222, 11 г), украшение кажется лёгким и изящным. Фотография этой бриллиантовой розы вместе с другими ювелирными украшениями хранится в архиве НИИ, а сама брошь - в Алмазном фонде.

С Гохраном Монетный двор сотрудничал и раньше - на монетном дворе изготавливали реплики уникальных ювелирных изделий, которые хранятся в Гохране. На этот раз заказ был не менее, возможно, более сложным. По словам начальника цеха Андрея Кондратьева, при изготовлении медалей использовались несколько технологий (золочение, инструктирование камнями, органическая эмаль и др.). Для того чтобы выполнить заказ в срок, пришлось задействовать в работу много специалистов разных профилей.

В итоге было изготовлено по 500 медалей каждого вида. За высокое качество изделий и их детальную проработку СПМД получил благодарность от Гохрана. Отдельную благодарность Гохран объявил всем работникам, задействованным в подготовке и выполнении заказа, и в подарок вручил им по одной медали из этой серии.

Ювелир-монтировщик Анна Лосева рассказала, что каждый вид медали требовал своего подхода и использования различных технологий. «Одни медали требовали сложного золочения и родирования. Другие – серебрения и нанесения эмали. Многое для нас оказалось в новинку. Например, до этого мы никогда не крепили камни, причем довольно крупного размера, на томпаковые изделия (сплав меди и цинка – прим.).

Самым сложным изделием оказалась медаль, посвященная Карлу Фаберже, на котором изображено знаменитое пасхальное яйцо Фаберже «Ландыши». Использовалось сразу несколько сложных технологий – золочение, нанесение эмали и инструктирование камнями. Рисунок был не очень выпуклый, и эмальерам пришлось изрядно потрудиться, чтобы нанести лакировку.»

Все семь медалей изготовлена из медно-цинкового сплава Л90 с гальваническим серебрением. Качество исполнения обычное, в оформлении медали использованы технологии: оксидирования с расчисткой, выборочного золочения, декорирования поверхности сплава пленкой красноватого оттенка, вставок из камней. Медали имеют форму круга с выпуклыми бортиками с обеих сторон.Параметры медали: диаметр, мм – 50,0 ± 0,5; толщина по краю, мм: 4,25 ± 0,30; масса, г: 70,0/+4,0/-14,0.

Дополнительная информация для любознательных:


Сазиков Игнатий Павлович

В XIX столетии ювелирная фирма Игнатия Павловича Сазикова являлась одним из ведущих ювелирных предприятий России. Фирма была основоположником нового направления в русском ювелирном искусстве - историзма.

На оботороте медали- скульптурное настольное украшение «Тройка». Литые фигуры лошадей отличаются исключительной чистотой работы и тщательностью моделировки.

Фирма «Сазиков» Модель скульптора Е. А. Лансере Москва, 1870-1880-е гг. Серебро, яшма Высота 15,5 см, длина 26,3 см

Болин Карл Эдуард

Фирма «Болин» - единственная ювелирная фирма, которая непрерывно служила семи российским монархам и сегодня поставляет свои работы Шведскому Королевскому двору. На обороте медали – графин, созданный из двуцветного стекла в серебряной оправе. Поверхность оправы покрыта стилизованным орнаментом в стиле «Ар-нуво»: гибкие стебли виноградной лозы с листьями и плодами плотно облегают всю поверхность стеклянной формы.

Фирма «Болин» Москва, 1908-1917 гг. Серебро, двуцветной стекло. Высота 29,1 см.

Хлебников Иван Петрович

Фирма Ивана Петровича Хлебникова производила золотые, серебряные и бриллиантовые изделия высокой художественной проработки. На обороте медали - шкатулка в виде подушки, верхняя часть которой представляет собой крышку, клубок ниток и вязальный крючок – ручку крышки, а четыре кисточки выполняют роль ножек. Использовав гравировку, резьбу и золочение, мастера искусно передали в металле фактуру переливчатой серебряной ткани с растительно-геометрическим узором, рюши, золотую тесьму и бахрому.

Фирма «Хлебникова», мастер ГЛ. Москва, 1878 г. Серебро, гравировка, золочение. Высота 7,5 см, длина 32,0 см.

Овчинников Павел Акимович

Выдающий мастер эмалевого дела в России XIX столетия. Мастера фирмы Овчинникова применяли перегородчатую и выемчатую эмаль, эмаль по скани. Они сумели возродить старинный художественный прием украшения предметов – оконную эмаль. В 1870 году фирма начала выпускать сухарницы в виде плетенных корзин с наброшенными на них нарядными полотенцами или салфетками с бахромой. Мастера искусно возродили переплетение гибкой лозы, нитей ткани, цветную вышивку, узорное ручное кружево.

Фирма «Овчинникова П.» Москва, 1877 г. Серебро, эмаль, золочение. Высота 7,5 см, длина 32,0 см.

Фаберже Петр Карл

Прославленный российский ювелир XIX века. На обороте медали- Пасхальное яйцо «Ландыши» - подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года, выполненное в стиле модерн, украшено жемчугом, бриллиантами и любимыми цветами Александры Федоровны. Сюрприз яйца – миниатюрные портреты императора Николая II и двух старших дочерей императорской четы. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. В закрытом состоянии отверстие прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами.

Фирма «Фаберже», мастер М.Е. Перхин. Художник-миниатюрист И. Цейнграф. Санкт-Петербург, 1898 г. Золото, серебро, алмазы, рубины, жемчуг, горный хрусталь, кость, акварель, эмаль.

Перхин Михаил Евлампиевич

Один из ведущих мастеров фирмы «Фаберже». В 1886 году возглавил мастерскую, в которой выполнялись наиболее значимые работы фирмы. Ювелирные изделия создавались для Российского Императорского двора, но также выпускалась и продукция, которая была предназначена для различных слоев населения. На обороте медали - кулон из коллекции Госфонда России. Создан из многоцветного золота, покрыт тончайшей гравировкой и украшен драгоценными камнями.

Фирма «Фаберже», мастер М.Е. Перхин. Санкт-Петербург, 1880-1890 гг. Золото, бриллианты, сапфир.

Ювелиры России

Подобно работам мастеров прошлого, художники-ювелиры Гохрана России, а именно: В.Г. Ситников, В.В. Николаев, Г.Ф. Алексин, Б.В. Иванов, В.Е. Жилин, создали произведение ювелирного искусства. На обороте медали - брошь «Бриллиантовая роза».

Брошь «Бриллиантовая роза». Автор В.В. Николаев, ювелиры: В.В. Николаев, Г.Ф. Алексин. Москва, 1970г. Платина, золото, 1 446 бриллиантов 10,0 х 15,0 см. Вес 222,11 г
К списку новостей
Поделиться: