«Гознак»
акционерное общество

О Гознаке

1818-1917 гг. История Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг

Оглавление


1818 г. Основание Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг

Еще до начала военных действий против России император Франции Наполеон весной 1812 года переслал своему варшавскому банкиру фальшивые российские ассигнации на 20 миллионов рублей. Едва войдя в Москву, Наполеон велел запустить печатный станок, привезенный в обозе (этот станок был брошен бежавшими французами и много лет находился в домике на московском Преображенском кладбище). Наполеоновские фальшивые ассигнации наводнили Россию. В период с 1813 по 1817 год на территории России было выявлено 5,6 миллиона фальшивых ассигнаций.

Сложившаяся ситуация заставила всерьез взяться за решение проблемы борьбы с подделками денег. Сразу после окончания Отечественной войны 1812 года министр финансов Российской империи граф Д. Гурьев доложил императору Александру I о необходимости замены существующих российских ассигнаций и сооружения особого учреждения для изготовления новых бумажных денег.


Портрет Гурьева

Заручившись согласием императора, Д. Гурьев поручает «ревизию» всех имевшихся на тот момент в Петербурге и рядом с ним бумажных мельниц генерал-лейтенанту, инженеру-технологу А.Бетанкуру, «сведущему во всех технических производствах». Приговор Бетанкура был таков: ни одно из имеющихся производств не пригодно для своевременного выпуска ассигнаций нужного качества и в требуемых количествах. Он предложил закупить за границей только что появившиеся паровые бумагоделательные машины и построить для их размещения специальные здания. Этот проект был принят, а руководить его осуществлением поручили А. Бетанкуру.

Портрет Бетанкура

Чертеж фасада ЭЗГБ

1 июля 1815 года Министерство финансов приобретает на окраине тогдашнего Петербурга, на Фонтанке, каменный дом с двумя флигелями и участок земли для строительства производства по изготовлению ассигнаций, надежно защищенных от подделок. Первым и самым важным решением Бетанкура, определившим будущее изготовления денежных билетов в России, было объединение в единый комплекс бумажного и типографского производств: до этого они были разрознены и территориально, и административно, не говоря уже о техническом руководстве.

21 августа 1818 года (по старому стилю) стало днем рождения Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг. «Государственный совет в общем собрании, рассмотрев представление Министерства финансов и при оном проект Учреждения и временный штат Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, и находя предположения министра финансов по сему предмету во всех частях правильными, проект Учреждения и временный штат Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг утвердить». Это мнение было утверждено резолюцией императора Александра I: «Быть по сему».

Тогда же на новом предприятии осуществлено печатание ассигнаций нового образца. Бумага Экспедиции вскоре после запуска производства получила высокую оценку качества и стала поставляться за границу.

С 1 июля 1819 года в ЭЗГБ ассигнации в 5 и 10 рублей печатают на цветной бумаге с локальным водяным знаком. Качество бумаги, выпускаемой в ЭЗГБ для новых денег быстро обратило на себя внимание иностранных специалистов.

Бумагу для печатания денег, других государственных бумаг и марок, изготовленную в ЭЗГБ, Россия широко поставляет в различные страны мира.

В мае 1824 года Министерство финансов переслало управляющему Экспедицией князю Хованскому запрос шведского министра «касательно состава и выделки ассигнационной бумаги, ввиду того, что шведский уполномоченный банка обратил внимание на многочисленные и заметные преимущества бумаги в России». Далее запрашивалось «подробное описание, из каких материалов и как делается означенная бумага, если состав ее не подлежит совершенной тайне или есть секрет только для публики». Разумеется, секрет производства бумаги шведам не сообщили.

В Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг были изготовлены бумажные деньги достоинством 5, 10, 50 и 100 польских злотых для Королевства Польского. Заказаны они были в 1823 году — это были первые польские банкноты, отпечатанные с двух сторон.

В 1824 году в ЭЗГБ организована особая типография для выполнения чисто типографских работ по правительственным и частным заказам. Экспедиции начала издание журналов, технических и художественных книг. К концу XIX века ЭЗГБ признана одной из лучших российских полиграфических типографий.

Изобретение Б. Якоби

В мае 1839 года в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг «имела первое промышленное применение» гальванопластика, об изобретении которой годом раньше, 4 октября 1838 года, официально известил замечательный российский физик и электротехник Борис Семенович Якоби. Открытие Якоби было применено позднее для изготовления печатных форм.

Портрет Якоби

Изображение гальванопластической мастерской

В Экспедиции при участии Якоби была создана первая в мире гальванопластическая мастерская для размножения медных клише.

Метод гальванопластического изготовления печатных форм из меди был применен для печати кредитных билетов образца 1843 года. Внедрение новых технологий позволило значительно улучшить внешний вид билетов и усилить их защиту. Кредитные билеты печатались с применением точных клише.

Изобретение Якоби помогло достичь точности и абсолютной повторяемости как водяного знака, так и печатного изображения, которые были невозможны при простой гравировке клише.

Применение метода гальванопластики позволило России в короткий срок осуществить денежную реформу 1843 года.

1839 - 1843 гг. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина

Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (граф Е. Ф. Канкрин - тогдашний министр финансов) была проведена с целью упорядочить денежную систему Российской империи.


Портрет Канкрина

Выпускаемые правительством в 1 половине XIX века ассигнации не имели твердой обеспеченности. При этом одновременно существовало несколько различных курсов обмена ассигнаций на металлические деньги - народный курс, податный курс, биржевой курс и пр. Все это лишало российские финансы стабильности и усложняло контроль за денежным оборотом.

Правительство отказалось от дефляционной политики начиная с 1823 года, однако, как ни странно, курс ассигнационного рубля по отношению к серебряному в последующие годы стабилизировался и даже несколько повысился. Так, в 1824 году за один рубль серебром давали 3,74 рубля ассигнациями, в 1826 — 3,72; в 1829 — 3,69; в 1833 — 3,61; в 1836 — 3,57; в 1839 — 3,50.

Именным императорским указом от 1 июля 1830 года стопа медных монет была повышена до 36 рублей из пуда меди, и рубль в медной монете стал полностью равноценен ассигнационному рублю.

В 1831—1839 годах, кроме ассигнаций, Экспедиция печатает билеты Государственного казначейства, которые официально выдавались и принимались казенными учреждениями по всем видам платежей и принимались в залоги по казенным подрядам и поставкам. Они были разрешены также и в сделках между частными лицами по их взаимному согласию. Билеты выпускались на срок от 4 до 6 лет из расчета 4,32% годовых, имели только один номинал в 250 ассигнационных рублей и выходили годовыми сериями. Они стали составной частью массы бумажных денег, находившихся в обращении. Функционирование билетов Государственного казначейства приводило к сужению сферы применения бумажных ассигнаций, что позволяло уменьшить потребность их в денежном обороте.

С 1829 по 1839 год, в соответствии с политикой, которую проводил министр финансов Канкрин, сумма находившихся в обращении ассигнаций не увеличилась ни на один рубль. ЭЗГБ выпускала новые ассигнации исключительно для замены ими ветхих денежных знаков, изымаемых из обращения.

С 1 января 1840 года в Российской империи единственной монетной единицей определен серебряный рубль, на который по определенному курсу обменивались бумажные деньги.

Выпущены в обращение ассигнационные листы и билеты депозитной кассы государственного Коммерческого банка достоинством 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, которые полностью обеспечены серебряной монетой.

При их изготовлении мастера Экспедиции впервые применили гильоширные украшения, ставшие важной отличительной особенностью изделий ЭЗГБ, а затем и Гознака.

1 июля 1841 года вышел манифест «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром», который разрешал выдавать ссуды под залог земли и строений специальными кредитными билетами. Эти билеты свободно разменивались на серебро и пользовались у населения таким же доверием, как и депозитные.

В обращение выпущен кредитный билет сохранных казен и государственного Заемного банка образца 1841 года. По изготовлению он аналогичен депозитным билетам 1840 года. Билет достоинством 50 рублей полностью обеспечивался серебряной монетой и свободно разменивался на нее.

Впервые в практике выпуска бумажных денег в России, кроме водяного знака в виде надписи в четыре строки «Кредитный билет //50// рублей серебром //1841», был применен такой способ защиты, как использование мелкого текста — текст из Манифеста едва читался. Изготовители кредитных билетов справедливо полагали, что использование шрифтов различного размера должно осложнить «работу» фальшивомонетчиков. В обращение было выпущено кредитных билетов на 10 млн. рублей вместо предполагавшихся 30 млн. рублей, так как правительство боялось их обесценивания.

Последним актом реформы Канкрина был царский манифест от 1 июня 1843 года «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами».

Новые бумажные деньги образца 1843 года, сменившие прежние ассигнации, получили название «государственные кредитные билеты» и выпускались в 1843—1865 годах. Это был период «серебряного монометаллизма», продлившийся до 1853 года.

В соответствии с манифестом все ранее выпущенные ассигнации подвергались девальвации — они обменивались на новые деньги по ранее установленному курсу 3,5:1. Депозитные билеты и кредитные билеты сохранных казен и государственного Заемного банка, выпуск которых прекращался, обменивались в соотношении 1:1. В стране остался только один вид бумажных денег— государственные кредитные билеты, которые свободно разменивались на звонкую монету. При этом, согласно положению манифеста от 1 июня 1843 года, существовала свобода чеканки серебряной и золотой монеты, которая означала, что любой желающий мог сдать на Монетный двор серебро и золото в сыром или обработанном виде и получить на соответствующую сумму монеты. При операциях с золотом был введен лаж, равный 3%, взимаемый в пользу казны.

Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны. Новые бумажные деньги были выпущены на хорошем для своего времени полиграфическом уровне и пользовались доверием населения.

1861 г. Отмена крепостного права. Влияние реформ Александра II на экономику производства на примере ЭЗГБ, которая становится одним из лучших бумагоделательных и типографических предприятий в Европе

Реформы Александра II отразились на деятельности ЭЗГБ, продукция которого всегда являлась и является сегодня материальным носителем символов государства. Первые же решения Императора непосредственно касались деятельности Экспедиции. В ноябре 1856 года Император утверждает решение о выпуске первых российских почтовых марок, тираж которых был изготовлен Экспедицией в конце 1857 года.


Первая почтовая марка

В эти же годы монетный двор в Петропавловской крепости чеканит монеты с инициалами нового государя и посвященные ему памятные медали.

Экспедиция Заготовления Государственных бумаг с самого начала была образцом с точки зрения технического и технического оснащения. Одновременно в ее устройстве, особенно в формирования штата работников, были заложены все плюсы и минуты существовавших на тот момент социальных правил и государственных законов.

Первоначально в штате ЭЗГБ было 536 человек. Служащие, специалисты и мастера были вольнонаемными и из казенных рабочих с Царскосельской ассигнационной мельницы. Рекрутированные и казенные(«обязательные») рабочие Экспедиции находились в положении, схожем с положением крепостных крестьян. От них требовался обязательный многочасовой тяжелый труд. При этом вся жизнь и самих этих рабочих, и их семей, проходила в границах казенного поселения, которое было построено по проекту Бетанкура на Фонтанке.


План ЭЗГБ

В плане это был прямоугольник из трех- и четырехэтажных каменных зданий, в которых разместились бумажная фабрика, типографии, мастерские. Здесь же расположились казарма для рабочих, помещения для магазина и караула, а также администрация и квартиры для чиновников и служащих.

По Указу 1819 года было «повелено детей мастеровых Царскосельской фабрики и рождаемых от поступающих в Экспедицию из военной службы работников оставлять в ведомстве ее для успешнейшего приучения их к работам».


Дети, работающие в Экспедиции

К середине 19 века положение рабочих в Экспедиции оставалось прежним.

Обязанные, рекрутировавшиеся из военного звания, должны были прослужить в Экспедиции 22 года, после чего им иногда давалось при отставке небольшое пособие. «Обязанные» из крестьян работали в ЭЗГБ бессрочно, до неспособности к труду. Зато после увольнения они, равно как и их семьи, оставались на попечении Экспедиции. Нужды рабочей команды Экспедиции обслуживали лазарет и школа.

Дети мастеровых и рабочих, получая пособия от Экспедиции и обучаясь в ее школе, обязаны были с 12-ти лет зачисляться в работы. Рабочие Экспедиции стали ходатайствовать о применении Указа 1858 года об уничтожении особого состояния солдатских детей, к их детям. В результате около 50 детей мастеровых Экспедиции получили свободу. Многие остались работать здесь и принесли предприятию славу своим трудом и талантом.

В 1858 году министр финансов того времени А. М. Княжевич добился разрешения на замену в учреждениях своего ведомства, в том числе и в Экспе¬диции, и на Петербургском монетном дворе, мастеровых и служителей из рекрут вольнонаемными.

Замену производили «по мере смерти нижних чинов или выхода их в отставку». Окончательно рекрутированные рабочие были заменены лишь в конце 70-х годов.

8 марта 1861 года было утверждено „положение" о населении казенных горных заводов, распространенное 21 марта того же года и на мастеровых Экспедиции. Последние освобождались от обязательной службы „навсегда и с потомством". Прослужившие 20 лет- немедленно, 15 лет- спустя год, а все остальные- через два года. Получившие увольнительные свидетельства могли оставаться на службе, но уже как вольнонаемные.

Для Экспедиции реформа 1861 года имеет особое значение. Последовавшие за ней преобразования сделали возможными эффективное управление, получение прибыли, работу на рынке, появление кассы взаимопомощи, а затем и пенсионной кассы. С 1861 года начинается реформа управления и коренная реконструкция Экспедиции, всего механизма ее функционирования. Осуществление этой задачи было выполнено под руководством тайного советника, доктора физических наук Федора Федоровича Винберга, пришедшего к управлению Экспедицией в 1861г. Винберг был одним из самых успешных управленцев за всю историю предприятия, которое возглавлял 28 лет.

По положению, Высочайше утвержденному 7 февраля1861 года, Экспедиция была переведена на коммерческую основу- на хозрасчет. За выполненные госзаказы она получает плату по твердой цене(в 1 коп. за лист) и имеет доходы от частных заказов. Половина прибыли поступает государству, другая – остается в распоряжении ЭЗГБ. Рабочие и служащие получают дополнительный доход. Кроме того, при Винберге была изменена практиковавшаяся до того малоэффективная коллегиальная модель управления - теперь все полномочия по принятию решений находились у одного управляющего.

В 1861 году учреждается Вспомогательная касса служащих и рабочих Экспедиции для единовременных пособий и пенсий. Капитал Вспомогательной кассы формировался за счет отчислений от прибыли и добровольных взносов. Ее устав был Высочайше утвержден Александром II в 1866 году и оставался без изменений до 1 июля 1899 года, когда Вспомогательная касса была преобразована в Пенсионную кассу. Кроме того, при Экспедиции существовала еще и Касса в память чудесного избавления Императора Александра II от опасности 4 апреля 1866 года, капитал которой был образован из добровольных пожертвований. Целью этой кассы было оказание помощи лицам, не имеющим права на пособия или пенсии из Пенсионной кассы.


Рисунок рабочих

Результаты не замедлили сказаться - в 1860-е и 1870-е г.г. Экспедиция стала известна как один из самых качественных производителей на мировом рынке бумажной и полиграфической продукции. В частности, Экспедиция первая в мировой практике научилась изготовлять и применять в промышленном производстве водяные знаки в виде портретов и картин. Впервые образцы этой продукции были представлены на Всемирной выставке в Лондоне в 1872. В своем репортаже с выставки Английская газета "Стандарт" от 1872г. писала: "Бумага (Экспедиции) с водяными знаками в особенности замечательна и захватила английских производителей врасплох". Золотой медали Экспедиция удостоилась и на Всемирной выставке в Париже 1878г. Заложенные Винбергом принципы управления Экспедицией не менялись вплоть до 1917 г. и определили многие ее достижения в последующие годы.

Заложенные в годы реформ принципы управления Экспедицией не менялись вплоть до 1917 года и определили многие ее последующие достижения.

Переоснащение Экспедиции Заготовления Государственных бумаг

К концу 1850-х г.г. было принято решение о техническом переоборудовании Экспедиции в связи ростом заказов и значительным прогрессом полиграфического и бумагоделательного производства в Европе и Америке. Переустройство Экспедиции стало государственной задачей. Осуществить его можно было только комплексными мерами, включающими проведение строительных работ, закупку и монтаж нового оборудования, приглашение на службу в Экспедицию талантливых художников и граверов, использование новых технологических процессов.

По результатам осмотра бумажных фабрик за границей предпочтение в организации бумажного производства в Экспедиции было отдано английской фирме «Братья Донкин», с которой и был заключен контракт в 1858 году.

Завершено полное переустройство ЭЗГБ было уже К началу 60-х годов кроме бумагоделательного оборудования на вооружении ЭЗГБ были скоропечатные станки Кенига и Бауэра (из Вюрцбурга), печатных станки Непира, ручных пресса для печатания и краскотерные машины. Соответственно были переустроены и оборудованы граверные мастерские и мастерские для изготовления матриц, стереотипов и пр., художественные и ремонтно-механические мастерские. Закупленные гильоширные машины и пантографы позволили создавать сложные и красивые узоры, трудно поддающиеся подделке.

В результате переустройства и технического оснащения к 1864 г. в Экспедиции появились две бумагоделательные машины для отлива «бесконечной» бумаги. Это была техническая революция в бумажном производстве.

Вдоль Фонтанки на запад от белоколонного здания, построенного А.А. Бетанкуром, возвели 4-этажное фабричное здание с паровым и водяным отоплением. В нем разместились производственные мастерские. Построили новую водостанцию с фильтрами, газовый завод для осветительных и технических целей, два жилых корпуса для мастеровых, капитально перестроили старые жилые дома и здания.

На территории ЭЗГБ пробурили артезианский колодец на глубину 657 футов для водоснабжения предприятия. В 1856—1863 годах Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг была технически переоборудована. Коренное переоснащение производства стало залогом успешной подготовки и осуществления денежной эмиссии 1866 года.

Помимо бумажных денег, предприятие начало изготовлять также облигации государственных займов, вексельную и гербовую бумагу, марки, бланки паспортов и другие ценные бумаги.

Денежная эмиссия 1866 года

14 июля 1859 года Министерство финансов России подписало контракт с American Bank Note Company, которая обязалась оказать техническую помощь в выпуске российских кредитных билетов нового образца семи различных достоинств. Общая сумма контракта, предложенная американской стороной, составляла 52 900 долларов по курсу того времени.

Право выбора из ряда иностранных компаний, изготавливающих банковские билеты, было предоставлено не политикам и финансистам, а специалистам ЭЗГБ. Они отдали предпочтение American Bank Note Company.

В России для печатания ассигнаций использовался типографический способ (его называли еще «высоким» способом). Американские специалисты предложили новый способ, названный ими Siderography, при котором печатание производилось со стальных пластин («досок», как их тогда называли), на которые изображение наносилось путем гравирования. Углубленный рисунок закатывался краской, а с остальной поверхности краска удалялась. При соприкосновении «доски» с бумагой краска переносилась и закреплялась на бумаге в виде рельефного изображения.

Такой способ, который в России впоследствии стал называться «металлография», позволял получать на денежных билетах изящные изображения с мельчайшими деталями. Однако «денежников» прельщала не столько художественная сторона дела, сколько возможность использовать сам способ в качестве надежного средства для защиты билетов от подделки. Американцы предложили не только новый способ печатания кредитных билетов, но и метод его реализации, который они назвали «трансфером». Он позволял воспроизводить на стальной пластине, с которой печатались билеты, изображения не одного, а нескольких билетов (групповая форма).

По договоренности с американской компанией, российская сторона должна была предоставить ей рисунки, по которым ее специалисты выполнят граверные и трансферные работы.

Создание рисунков денег нового образца поручили профессиональным художникам- архитектору Дютаку, баталисту Зауервейду и портретисту Фадееву. Была принята концепция этнографо-исторического оформления билетов: на них размещались изображения дворцов, памятников, а также представителей народностей Россию. Тексты на билетах предусматривались на русском, польском, немецком, грузинском, финском, шведском и татарском языках.

В мае 1860 года подготовленные рисунки отправили в Америку. Представители American Bank Note Company направились в Петербург через Англию только 12 сентября. Однако у берегов Дании корабль, попав в бурю, затонул вместе с грузом. При этом утонул один из американцев-печатников.

В Петербург американцы прибыли 11 октября 1860 года и сразу же занялись установкой ранее прибывшего оборудования. Спустя какое-то время был доставлен спасенный водолазами ящик, в котором находились гравированные стальные доски, стальные цилиндры с накатанными на них изображениями. При печати пробных оттисков выяснилось, что большая часть досок и все цилиндры испорчены морской водой, требовалась полная их замена.

Американцы согласились на повторное изготовление поврежденных досок и цилиндров, разделив расходы пополам с российской стороной, но было принято решение разработать новые проекты кредитных билетов.

В сентябре 1863 года Министерство финансов сообщило в Экспедицию: «Вместо фигур, изображенных на образцах, поместить на кредитных билетах портреты знаменитых в отечественной истории государей, приобретших общенародную известность, например, великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, императора Петра I и императрицы Екатерины II, сделав над каждым портретом и самую подпись имени государя». Кроме того, Александр II повелел: «Императорскую корону, представленную в поднесенных образцах различно, срисовать с натуры, а портреты государей представить на высочайшее усмотрение».

К началу 60-х годов России не было мастеров по резцовой гравюре, которые могли бы создать гравюрные портреты для новых кредитных билетов. Только в 1863 году управляющему Экспедицией Ф. Винбергу удалось пригласить на службу первостатейных граверов Ейзенгардта и Коптена), замечательного художника-фотографа Г. Скамони и мастера печатного дела Корнеля.


Инструмент для печати банкнот

Оригиналы новых кредитных билетов были исполнены тушью и гуашью художником-академиком Дютаном. В деталях оригиналы билетов с учетом потребностей производства (с применением сеток и узоров) разрабатывались в Экспедиции.

22 ноября 1863 г. государь император «означенные портреты изволил рассматривать и одобрить».

В ходе работы над новыми кредитными билетами Г.Н. Скамони создал способ получения гальванопластических копий с желатинового и металлического рельефов. Фотомеханический способ изготовления и фотоцинкографический способ воспроизводства печатных форм, разработанные Г.Н. Скамони, открыли практически неограниченные возможности уменьшения текстовых и изобразительных элементов.

Первым окончательно подготовленным к печати стал кредитный билет нового образца достоинством в один рубль, который и был представлен на утверждение.


Высочайше утвержденная рублевая банкнота

10 декабря 1865 года оттиск 1-рублевого кредитного билета нового образца был возвращен в Экспедицию со следующей резолюцией министра финансов М.Х. Рейтерна: «Приложенный при сем кредитный билет рублевого достоинства удостоен высочайшего одобрения».

Именным указом от 13 февраля 1868 г. «Об обмене государственных кредитных билетов на таковые же новых образцов» было положено начало выпуску в обращение кредитных билетов образца 1866 года. Начался обмен 15 марта 1868 г. с обмена билетов 25-рублевого достоинства, а обмен билетов других достоинств предусмотрено производить последовательно, в сроки, определенные Министерством финансов. Устанавливалась и конечная дата обмена билетов всех достоинств — 15 марта 1869 г.

В последующем срок обмена — январь 1875 года— был установлен для всей страны. Этот год следует считать конечным сроком хождения билетов выпуска 1843 г. и началом повсеместного обращения кредитных билетов образца 1866 года.

Специалисты сразу отметили, что композиционно кредитные билеты образца 1866 года напоминают американские доллары.

Совместными усилиями американских и российских специалистов были созданы кредитные билеты, надежно устоявшие под напором фальшивомонетчиков. Об  этом свидетельствуют и длительные сроки нахождения их в обращении (кроме билетов 50-рублевого достоинства), и данные о выявленных фальшивых билетах. В последующие годы в России на смену трансферу пришел свой, родной метод размножения печатных форм— гальванопластика, но американский способ печатания— «сидерография», обрусев, стал называться «металлографией» и до сих пор используется в производстве денежных билетов и других ценных бумаг.

Изобретение первого прибора, распознававшего фальшивые ассигнации

В июне 1870 года художник-фотограф ЭЗГБ Г.Н. Скамони запатентовал в России прибор, облегчающий распознавание фальшивок, названный автором «верификатором» (русская привилегия №1390).

Экспедиция издает брошюру Г.Н. Скамони «Патентованный верификатор, прибор для мельчайших измерений и точного освидетельствования, в особенности для верного распознавания фальшивых ценных бумаг» (СПб. ЭЗГБ. 1870 г.).

Портрет Скамони

Книги Скамони

Через несколько лет после создания ЭЗГБ на нее возложили экспертные исследования сомнительных банкнот. Эта деятельность способствовала постоянному накоплению опыта и разработке аппаратуры, специально предназначенной для проводимых исследований. В 1851 г. Экспедицией проведены большие работы по улучшению качества производства бумаги. В 1855 г. сотрудники ее стали заниматься изысканием нового способа изготовления кредитных билетов, исключающего возможность фальсификации.

Все поступающие в Экспедицию поддельные банкноты в ходе тщательного осмотра описывались и относились в соответствии с этим описанием к одному из уже известных видов подделки. Таким образом не только устанавливался факт преступного изготовления денежного знака, но и велся учет всех обнаруженных экземпляров данного вида. В 1895—1897 гг. Экспедицией составлен историко-статистический обзор фальсификации кредитных билетов за 27-летний период, в котором нашли отражение дела самой Экспедиции и архивы Петербургского окружного суда и Государственного банка. В первой половине XIX в. судебно-экспертная деятельность Экспедиции не регламентировалась какими-либо законодательными актами. Документы и денежные знаки направлялись на экспертизу на основании сложившейся практики.

С изданием Устава уголовного судопроизводства 1864 г. деятельность Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг по исследованию фальшивых денежных знаков была закреплена в законе. Она стала заниматься лишь производством экспертиз кредитных бумаг. Позднее на основании статей Устава такие бумаги должны были отсылаться для анализа в то учреждение, из которого они значились выпущенными. Положение об Экспедиции в части производимых ею исследований не изменялось до Октябрьской революции.

1890 г. Изобретение И.И. Орловым нового способа многокрасочной печати

1 марта 1886 года на работу в ЭЗГБ поступил Иван Иванович Орлов, будущий создатель знаменитого «орловского раската». Первоначально Орлов был принят в Экспедицию как ткацкий мастер — он работал над) изготовлением денежных знаков на шелковой ткани.

Портрет Орлова

Банкнота на шелковом платке

1890.И. Орлов выдвигает идею возможности печати многокрасочного рисунка с одного клише. «Орловский раскат», уникальный принцип нанесения на банкноту нескольких красок одновременно - высокосовершенный, непревзойденный способ изготовления ценных государственных бумаг. Управляющий Экспедицией Р.Э. Ленц одобрил эту идею и в дальнейшем всемерно поддерживал работу Орлова.

В 1891 году Иван Иванович Орлов сконструировал свою первую печатную машину. Образец машины был собран в мастерских Экспедиции при деятельном участии слесаря Ивана Егоровича Стружкова. Были получены первые оттиски. Машина работала четко и надежно.


Изображение цеха со станками Орлова

В 1892 году в обращение выпущены кредитные билеты достоинством 25 рублей. При изготовлении этих билетов Экспедиция впервые применила орловскую печать. Оборотная сторона отпечатана в две краски с орловским эффектом по двухкрасочной подложечной сетке (ирис), в овале — локальный водяной знак. Лицевая сторона билета печаталась металлографским способом по двухкрасочной подложечной сетке.

Банкнота номиналом 10 рублей

Банкнота номиналом 15 рублей

Кредитные билеты 10-рублевого достоинства с применением орловской печати — в три краски с лицевой и оборотной сторон на бумаге с общим водяным знаком - выпустили в обращение в 1894 году. На лицевой стороне — дополнительно типографская печать. С этих пор орловская печать прочно вошла в технологию производства бумажных денег, став ее незыблемой классикой. Новые российские деньги, которые в народе сразу же назвали «радужными», стали сенсацией в финансовом мире.

Способ орловской печати с успехом демонстрировался на всемирных промышленных выставках в Чикаго и Париже. И.И. Орлов получает дипломы за свое изобретение.

Изображения дипломов

Первая орловская машина была изготовлена в Петербурге на заводе «Однер». На этом же заводе делали и все остальные машины Орлова.

Изобретенная И.И. Орловым технология печати получает широкое распространение в других странах. Орлов получает немецкий патент, потом— французский и английский. Машиностроительная компания «Кениг и Бауер» наладила серийный выпуск машин по патенту Орлова и платила России золотом за идею.

В ноябре 1897 года И.И. Орлов представил ЭЗГБ «право пользоваться впредь для своих работ изобретенными им способами многокрасочного печатания и теми усовершенствованиями, которые могут быть сделаны им в этом изобретении…».

И по сей день печатные машины производства всемирно известной компании KBA Giori носят имя русского изобретателя— «СУПЕР ОРЛОФ-ИНТАГЛИО». Эти станки используются на денежно-печатных производствах всего мира, в том числе и на Гознаке.

1895 - 1897 гг. Денежная реформа С.Ю. Витте

По инициативе министра финансов России С.Ю. Витте в 1895—1897 годах проведена денежная реформа, основными задачами которой были: введение золотого монометаллизма, укрепление курса бумажного рубля и обеспечение свободного размена кредитного рубля на золото. К этому времени курс кредитного рубля к золоту составлял 1 рубль 50 копеек за рубль золотом. Чтобы уравнять их стоимость, было решено девальвировать золотой рубль на 1/3 его стоимости.

Началась эпоха «золотого монометаллизма». С 1897 по 1914 год бумажные деньги имели полное обеспечение золотом и свободно обменивались на золотые монеты. Серебряные монеты были вспомогательным средством платежа как разменные деньги.

Денежная реформа С.Ю. Витте, упрочившая в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту взамен прежней бумажной, создала предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию.

С 1989 года печатание кредитных билетов на ЭЗГБ было сокращено до 30 000 000 штук. В это время выпускались главным образом крупные купюры достоинством 25, 100 и 500 рублей. В то же время в обращение поступили кредитные билеты достоинством 1, 3, 5 и 10 рублей образца 1898 года, которые выпускались ЭЗГБ до 1915года, а в обращении были до 1922 года.

1899 г. Приход к управлению ЭЗГБ князя Б.Б. Голицина

Выдающийся русский ученый, академик, физик, отец русской сейсмологии и сейсмометрии, автор проекта реформы средней школы, князь Борис Борисович Голицын с1899 по 1905 год был управляющим Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг. Этот период называют Серебряным веком Гознака.


Портрет Голицина

Князь Голицын преобразовал ЭЗГБ в образцовое художественно-техническое и бумажно-полиграфическое производство, оснащенное самым лучшим на ту пору оборудованием.

При нем в Экспедиции введен 8 часовой рабочий день, организована девятиклассная школа, в старших классах которой изучали бумажную, фототехническую и печатную специальности.


Изображния школы ЭЗГБ

При ЭЗГБ имелись лазарет, магазин, собственный театр, ясли, подготовительная школа для малолетних (7—8 лет) детей служащих, первоначальная школа, подготовительные профессиональные классы и классы для рабочих (все в одном помещении Нарвской школы), профессиональная школа бумажного дела при бумагоделательном отделении для взрослых (не моложе 15 лет); ясли; техническая библиотека, читальня и барак для чтения с туманными картинами и иными развлечениями для рабочих Экспедиции.


Химическая лаборатория

Столовая

Голицын расширил граверное отделение. Экспедиция по праву считалась лучшим полиграфическим предприятием России.

По мнению князя Голицына, Экспедиция должна была служить целям просвещения, культурно-эстетического развития народов России. Было задумано издание русских классиков и популярных книг по всем отраслям науки на хорошей бумаге, с иллюстрациями русских художников. Голицын привлек выдающихся художников и ученых, и в Экспедиции были изданы книги высочайшего художественного уровня. В том числе по инициативе управляющего увидели свет знаменитые русские народные сказки с иллюстрациями Билибина. Книги, альбомы, календари, открытки, изданные в период, когда ЭЗГБ руководил князь Голицын, сегодня входят в число раритетных российских изданий.

Вместо прежней вспомогательной кассы для выдачи пенсий, единовременных пособий и ссуд ее участникам и их семействам, учреждена первая по времени возникновения в России пенсионная касса служащих. Главный надзор за действиями кассы принадлежит Министерству финансов, а руководство делами кассы возложено на особый комитет под председательством управляющего Экспедицией.

К 1 января 1904 года участниками пенсионной кассы были 3734 человек— 98% всех служащих Экспедиции, а пенсионеров числилось 803 человека. Общая сумма пенсий равнялась 137 749 рублей в год, размер средней годовой пенсии — 171 рубль 54 копейки. К 1 января 1905 г. общая сумма капиталов пенсионной кассы равнялась 3 386 215 рублей, в том числе капитал участников— 1 840 228 рублей.

Управляющий Экспедицией Б.Б. Голицын упразднил должность смотрителей в отделениях. Их обязанности стали выполнять главные мастера. Были проведены мероприятия по охране труда, строго соблюдались требования фабричного законодательства. Рабочие получили на руки расчетные книжки. Проявившие особое старание в работе награждались. В 1902 году были награждены 247 из 4 тысяч работающих в ЭЗГБ.


План Экпедиции

В 1905 году Голицын подал в отставку в знак протеста против уничтожения пенсионной кассы, после того, как по требованию рабочих деньги из кассы были изъяты и розданы всем на руки.

1910 - 1912 гг. В обращение выпущены знаменитые "Катенька" и "Петенька"

С 1910 года Экспедиция печатает государственные кредитные билеты достоинством 100 рублей нового образца. Эту денежную купюру стали ласково называть «катенькой», отдавая должное красоте и совершенству подлинного произведения искусства, созданного специалистами ЭЗГБ.


Изображение банкноты номиналом 100 рублей

Для «катеньки» отливали бумагу с локальным водяным знаком — портретом Екатерины II, а по всему полю — изображение номинала. Лицевая сторона билета выполнена металлографским способом на подложечной типографской сетке. Ее украшает роскошный графический портрет императрицы. Оборотная сторона билета печаталась многокрасочным орловским способом. «Катенька» печаталась и при Временном правительстве, и в первые годы советской власти. При этом изменялись сочетания букв литеры.

В 1912 году ЭЗГБ начинает печатать государственные кредитные билеты достоинством 500 рублей нового образца. Способ их изготовления аналогичен тому, что был применен специалистами Экспедиции при изготовлении «катеньки».


Изображение банкноты номиналом 500 рублей

На широком белом купоне — водяной знак, изображающий портрет Петра I. Вокруг по полю общим темным знаком— номинал. Металлографская гравюра на лицевой стороне билета отпечатана без подложечной сетки. Новая купюра получила в народе название «петеньки» или «петруши». Как и уже упоминавшаяся «катенька» эта банкнота признана непревзойденной вершиной творчества работников Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг.

Это были последние кредитные билеты императорского правительства, которые разменивались на золото.

1914 г. Начало мировой войны. Конец золотого монометаллизма. Вступление Экспедиции в период функционирования в условиях высокой инфляции

К началу 1914 года в денежном обращении России были государственные кредитные билеты номиналом 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 и 500 рублей, которые свободно обменивались на золото.

Согласно закону «О некоторых мерах финансового характера ввиду обстоятельств военного времени» 27 июля 1914 года был приостановлен размен кредитных билетов на золото. Из обращения исчезли золотые и серебряные монеты. Для России закончилась эпоха золотого монометаллизма. Отмена размена кредитных билетов на золото положила начало инфляции.

Правительство России вынуждено использовать для покрытия дефицита государственного бюджета эмиссию кредитных билетов. Принятие нового закона окончательно превращало кредитные билеты в бумажные деньги.

В связи с колоссальными расходами на войну увеличивается выпуск бумажных денег и облигаций займов. Потребовалось увеличение мощностей Экспедиции.

После того, как из обращения исчезли золотые, серебряные, а затем и медные монеты, осевшие в карманах у населения, возник дефицит копеек. Было решено срочно выпустить бумажные копейки. Экспедиция печатает деньги-марки образца 1915 года достоинством в 1, 2, 3, 10, 15 и 20 копеек. Клише денег-марок взято с почтовых марок, которые выпускались в честь 300-летия Дома Романовых.


Деньги-марки

Вскоре на марках стали печатать крупные черные цифры: 1 — на копейке, 2 — на двух копейках (прямо по портрету императора). Сделано это было для того, чтобы различать потертую бумажную «мелочь» от 15 и 20 копеек.

Чуть позже ЭЗГБ печатает разменные (казначейские) билеты образца 1915 года— бумажные копейки номиналом 1, 2, 3, 5 и 50 копеек на бумаге с общим водяным знаком типографским способом в две краски. Без номера и подписей. Эти бумажные копейки образца 1915 года поступили в обращение вместо медной монеты. Экспедиция печатает кредитные билеты номиналом 1 рубль образца 1898 года, которые изготавливаются с единой нумерацией серий. Каждая серия состояла из 1 миллиона билетов. Эти билеты печатались и при Временном правительстве, и в первые годы советской власти. Они имели хождение до 1922 года.

К 1916 году производство бумажных денег в России увеличилось по сравнению с 1913 годом в 3 раза. Потребность в денежных знаках растет. Правительство предпринимает попытку прибегнуть к помощи Англии и Америки. Часть приобретенных за границей машин и технических приспособлений была при перевозке потоплена немецкими подводными лодками, остальные прибыли в Россию только в 1918 году в разобранном и изломанном виде.

Не были использованы для печати денег и крупные партии денежной бумаги, впервые в российской истории закупленной по импорту в 1915 и 1916 годах в Америке и Японии. По разным причинам бумага до России не дошла.